Научная новизна: как она выглядит, как её найти и проверить

Здравствуйте, дорогой мой читатель. В этой статье хочу рассмотреть такое понятие как научная новизна. После прочтения вы будете понимать, как выглядят положения научной новизны, и как их можно найти и сформулировать.

Понятие научной новизны широко используется в магистерских диссертациях. Собственно студенты-магистранты и сталкиваются с ней, не понимая, что это, и как это вообще выглядит

Проблема ещё и в том, что зачастую ни руководитель диссертации, ни сайты в интернете не содержат никакой конкретики, а от определений научной новизны сводит зубы, настолько канцелярским языком они написаны.

Давайте рассмотрим, как вообще искать эту научную новизну и как она может выглядеть.

Примеры новизны

Элемент новизны Как его найти
Теоретический аспект
Уточнённое определение Нужно взять множество определений (штук 30-100), все их прочитать и написать своё. По смыслу оно может совпадать с каким-то из найденных определений, но слова должны быть другие. Не забывайте около определений сохранять фамилии авторов. Если авторы повторяют друг друга, тогда берём одно из их определений, указывая, что оно принадлежит разным авторам.
Новая классификация понятия Те же самые определения делим на две или более групп. Для этого можно сначала просто создать таблицу на 2 колонки, в первую скопировать первое определение, во вторую – второе определение – такое, чтобы оно не было похоже на первое.

Дальше берём третье определение и смотрим – похоже ли оно на первое или на второе. Если похоже – копируем туда же. Если совсем не похоже – делаем ещё одну колонку.

Уточнение классификации понятия Похоже на то, что в прошлом варианте. Только за основу берём чью-то хорошую и понятную классификацию и дополняем её своими определениями.
Новая классификация факторов Здесь собираем все факторы, которые влияют на понятие – в положительную или отрицательную сторону. Таких факторов обычно также много – от 10 до 100, дальше их делим на группы, аналогично как в случае с классификацией понятия
Уточнение классификации факторов Здесь аналогично уточнению классификации понятия
Методологический аспект
Уточнение классификации методов Берём чью-то хорошую классификацию методов оценки понятия и дополняем её новыми методами
Уточнение показателей Берём показатели, характеризующие понятие, пробуем их изменить: убрать или дополнить и смотрим, есть ли в этом смысл
Новые показатели Здесь можно предложить новый показатель (коэффициент), который позволяет что-то оценить
Прикладной аспект
Уточнение нормативов Это трудоёмкий, но понятный способ. Например, у вас работа о ликвидности и платёжеспособности автодорожного предприятия. Всем известны коэффициенты ликвидности и платёжеспособности и их нормативы в среднем, но конкретно для такой отрасли – нормативов, скорее всего, нет.

Соответственно, берём 50-100 комплектов отчётности, считаем, например, 5 основных коэффициентов и определяем их нормативы для отрасли.

Предложение нормативов Очень похоже на предыдущий вариант, только здесь мы берём показатели, у которых изначально нет нормативов
Как можно видеть из таблицы, используя предложенные методы поиска научной новизны, вы можете найти минимум 5 положений научной новизны, которые можно вынести на защиту магистерской диссертации.
Отмечу, что на защиту нужно вынести не менее 3-х положений научной новизны вашей работы. Обычно их берут по одному из каждого параграфа первой теоретико-методической главы диссертации.

Какими фразами формулируют научную новизну

Внутри текста параграфа это выглядит так: например, идёт группа определений, затем вы пишете «на основе указанных определений нами предложено следующее определение». После этого пишете «указанное определение является первым элементом научной новизны».

Новизна — означает отличие, поэтому нужно указать, в чём отличие. Это  формулируется следующими фразами, которые можно комбинировать или использовать по одной для каждого положения:

  1. представленный результат «тут формулировка», отличается от ранее известных положений «тут отличия» — самый правильный вариант: что было и что стало;
  2. представленный результат включает в себя… — если было что-то детализировано;
  3. представленный результат получен с использованием… — если использованы какие-то новые методы;
  4. представлен результат, позволяющий… — какую ценность даёт полученный элемент новизны.
В конце главы в выводах по главе пишем «в ходе разработки были сформулированы следующие элементы научной новизны». Затем их перечисляем. Здесь про отличия от прежнего знания также пишем, но более сжато.

Как проверить, что положение научной новизны на самом деле новое

Здесь всё просто – достаточно просто провести поиск в интернете. Если точного совпадения для определённого элемента нет, значит, это новое положение.

Заходим в google и в yandex. Берём сформулированное положение новизны — и ищем.

Сначала ищем, как есть. Чтобы понять, что нет совпадения по смыслу.

Потом ещё можно взять это положение целиком в кавычки. Для гугла и яндекса это значит «искать именно такую совокупность слов».

Где отражается научная новизна

Научную новизну списком показывают во введении работы магистра.

Формулировки так и выглядят: «первое положение научной новизны состоит в уточнении определения…»

А сами положения – находят в разных частях работы.
Теоретический аспект – в теоретической части работы (обычно первая глава магистерской диссертации)
Методологический аспект – в методологической части работы (обычно вторая глава диссертации)
Прикладной аспект – в методологической части работы (обычно вторая глава диссертации) либо в аналитико-расчётной части (обычно третья глава работы магистра)

На каком этапе выполнения работы искать новизну

Научную новизну надо искать сразу же, как только вы начали готовить первую главу работы. Это крайне трудоёмкий процесс.

Если у вас есть работа без научной новизны, написанная кем-то, то проще написать ещё одну работу с научной новизной, чем добавить новизну в уже существующую работу

Даже в собственную работу, например, бакалаврскую работу, очень тяжело дописать положения научной новизны, поскольку работы сильно отличаются (в чём отличия бакалаврской работы и магистерской диссертации).

На этом закончу статью. Вопросы можно задать в комментариях.

Удачи вам.

Александр Крылов, akdis.ru

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.