Хронологический метод исследования — как он выглядит, как его использовать. Относительная, абсолютная и проблемная хронология

Здравствуйте, мой уважаемый читатель. В этой небольшой статье хочу рассказать об использовании хронологического метода в диссертациях и других работах. Обычно используется в истории какого-то предмета или науки. Например, хронологический метод в изучении истории какого-это экономического понятия. То есть это историко-хронологический метод исследования.

В чём смысл метода хронологии, как вообще выглядит его использование?

Тут есть 2 ключевых момента, которые нужно друг с другом согласовать:

  1. Суть в том, что события в мире и в науке происходят друг за другом.
  2. Но кроме того, и разные исследователи — тоже жили и живут в разное время, а значит, и их исследования тоже возникали в разное время.

Это может сильно запутать: поскольку исследователь из 20-го века на одни и те же события 19-го будет смотреть одним образом, а автор из 21-го века — по-другому.

А значит, возникает необходимость не только рассматривать сами события прошлого, но и рассматривать то, как на них смотрели авторы из разных лет.

Как это вообще сделать.

Предположим, мы хотим хронологически разобрать историю понятия финансовой устойчивости в трудах российских авторов.

Почему такой пример? Потому что он простой.

Сам финансовый менеджмент, рассматривающий финансовую устойчивость, появился в 1900-х годах. В РФ он появился практически через век (в 1990-х). Понятие довольно молодое.

Соответственно, российские исследователи стали его изучать тоже после 1990-х.

И что мы делаем.

Делим период с 1990-х годов на примерные большие этапы — условно 1990 — 2000 — 2014 — 2023.

Дальше берём источники из этих периодов и смотрим, как там определяли эту финансовую устойчивость авторы.

Всё. У вас получилось хронологическое исследование: в 1990-2000 годах авторы трактовали так, в 2000-2014 — вот так, а с 2014 года — вот так.

Возможно, когда вы наберёте источники и полистаете их, выяснится, что границы надо сдвигать. Например, в 2011 году ввели (предположим) новую отчётность — и подходы к понятию сменились. Что ж. Бывает. Значит, будет второй этап с 2000-2011, а потом с 2011 по 2014.

Так. В чём суть хронологического метода в истории науки — думаю, ясно.

Но есть же ещё несколько его разновидностей. Относительная хронология, абсолютная хронология, проблемно-хронологический метод. Давайте это немного разберём.

В чём смысл относительной хронологии?

В том, что сходные по своей природе события в разных сферах жизни людей могут идти по-разному.

Например, есть вот в РФ интернет, сайты, интернет-банкинг и т.п. Всё это появилось в 1990-х годах, и оно просто великолепно.

И подобные ресурсы и технологии во многих странах Европы отстают от российских очень сильно.

Это значит, что если вы будете изучать две этих сферы — хронология развития будет похожая, события будут похожие. Но временные шкалы будут сдвинуты друг относительно друга.

Когда в российских автобусах уже можно стало платить банковской карточкой — в странах ЕС даже не все магазины их принимали.

Понятно, что развитие идёт в одном направлении, но этапы — разные. И относительная хронология позволяет эти этапы сопоставить.

Абсолютная же хронология просто говорит о том, как события происходят внутри однородной области.

Проблемно-хронологический метод предполагает, что развитие людей, общества и т.д. происходит по мере возникновения проблем.

Однако проблема в науке — это не заболевший невовремя зуб. Проблема — это когда между наукой и реальностью возникает противоречие (потому что наука устарела). И необходимо его убрать, проведя новые исследования. У меня есть статья о том, как определить проблему исследования — в ней я сделал онлайн-сервис — можно потренироваться.

Так вот. Проблемно-хронологический метод пытается выявить возникновение этих проблем. И развитие делится на этапы между проблемами. В разных науках, для разных объектов и предметов — этапы опять же будут разные.

Например, если вы изучаете понятие «транснациональная корпорация», то они стали появляться в середине 20-го века. Его этапы между значимыми проблемами будут лет по 20. А если вы изучаете понятие «экономики», то оно из античности, его этапы могут быть и по 300 лет. Просто с течением времени значимость многих проблем для исследования падает.

Можете посмотреть на картинке идею проблемно-хронологического метода и сравнительной хронологии

Хронологический метод

А ещё нужно понимать, что экономика для Европы — это одно. А для Китая — другое. Проблемы могут быть разные, а могут — наоборот совпадать, при этом совпадение может быть по смыслу, а по времени — разница в 500 лет.

В общем, если вы пишете магистерскую или кандидатскую диссертацию, в которой нужен хронологический метод, или даже статью или, например, характеризуете степень разработанности темы в хронологическом порядке — будьте осмотрительны — в первую очередь, в выборе темы. Поскольку легко можно взять такую тему, для которой придётся потратить многие недели на перебор источников информации.

На этом пока что всё. Желаю вам лёгкости и удачи в использовании хронологического метода исследования в ваших работах.

Александр Крылов, akdis.ru.

Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ "Инжэкон" в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *