Научная новизна: как она выглядит, как её найти и проверить
Понятие научной новизны широко используется в магистерских диссертациях. Собственно студенты-магистранты и сталкиваются с ней, не понимая, что это, и как это вообще выглядит
Проблема ещё и в том, что зачастую ни руководитель диссертации, ни сайты в интернете не содержат никакой конкретики, а от определений научной новизны сводит зубы, настолько канцелярским языком они написаны.
Примеры новизны
Элемент новизны | Как его найти |
Теоретический аспект | |
Уточнённое определение | Нужно взять множество определений (штук 30-100), все их прочитать и написать своё. По смыслу оно может совпадать с каким-то из найденных определений, но слова должны быть другие. Не забывайте около определений сохранять фамилии авторов. Если авторы повторяют друг друга, тогда берём одно из их определений, указывая, что оно принадлежит разным авторам. |
Новая классификация понятия | Те же самые определения делим на две или более групп. Для этого можно сначала просто создать таблицу на 2 колонки, в первую скопировать первое определение, во вторую – второе определение – такое, чтобы оно не было похоже на первое.
Дальше берём третье определение и смотрим – похоже ли оно на первое или на второе. Если похоже – копируем туда же. Если совсем не похоже – делаем ещё одну колонку. |
Уточнение классификации понятия | Похоже на то, что в прошлом варианте. Только за основу берём чью-то хорошую и понятную классификацию и дополняем её своими определениями. |
Новая классификация факторов | Здесь собираем все факторы, которые влияют на понятие – в положительную или отрицательную сторону. Таких факторов обычно также много – от 10 до 100, дальше их делим на группы, аналогично как в случае с классификацией понятия |
Уточнение классификации факторов | Здесь аналогично уточнению классификации понятия |
Методологический аспект | |
Уточнение классификации методов | Берём чью-то хорошую классификацию методов оценки понятия и дополняем её новыми методами |
Уточнение показателей | Берём показатели, характеризующие понятие, пробуем их изменить: убрать или дополнить и смотрим, есть ли в этом смысл |
Новые показатели | Здесь можно предложить новый показатель (коэффициент), который позволяет что-то оценить |
Прикладной аспект | |
Уточнение нормативов | Это трудоёмкий, но понятный способ. Например, у вас работа о ликвидности и платёжеспособности автодорожного предприятия. Всем известны коэффициенты ликвидности и платёжеспособности и их нормативы в среднем, но конкретно для такой отрасли – нормативов, скорее всего, нет.
Соответственно, берём 50-100 комплектов отчётности, считаем, например, 5 основных коэффициентов и определяем их нормативы для отрасли. |
Предложение нормативов | Очень похоже на предыдущий вариант, только здесь мы берём показатели, у которых изначально нет нормативов |
Какими фразами формулируют научную новизну
Новизна — означает отличие, поэтому нужно указать, в чём отличие. Это формулируется следующими фразами, которые можно комбинировать или использовать по одной для каждого положения:
- представленный результат «тут формулировка», отличается от ранее известных положений «тут отличия» — самый правильный вариант: что было и что стало;
- представленный результат включает в себя… — если было что-то детализировано;
- представленный результат получен с использованием… — если использованы какие-то новые методы;
- представлен результат, позволяющий… — какую ценность даёт полученный элемент новизны.
Как проверить, что положение научной новизны на самом деле новое
Здесь всё просто – достаточно просто провести поиск в интернете. Если точного совпадения для определённого элемента нет, значит, это новое положение.
Заходим в google и в yandex. Берём сформулированное положение новизны — и ищем.
Сначала ищем, как есть. Чтобы понять, что нет совпадения по смыслу.
Потом ещё можно взять это положение целиком в кавычки. Для гугла и яндекса это значит «искать именно такую совокупность слов».
Где отражается научная новизна
Научную новизну списком показывают во введении работы магистра.
Формулировки так и выглядят: «первое положение научной новизны состоит в уточнении определения…»
На каком этапе выполнения работы искать новизну
Научную новизну надо искать сразу же, как только вы начали готовить первую главу работы. Это крайне трудоёмкий процесс.
Если у вас есть работа без научной новизны, написанная кем-то, то проще написать ещё одну работу с научной новизной, чем добавить новизну в уже существующую работу
Даже в собственную работу, например, бакалаврскую работу, очень тяжело дописать положения научной новизны, поскольку работы сильно отличаются (в чём отличия бакалаврской работы и магистерской диссертации).