Хронологический метод исследования — как он выглядит, как его использовать. Относительная, абсолютная и проблемная хронология
Здравствуйте, мой уважаемый читатель. В этой небольшой статье хочу рассказать об использовании хронологического метода в диссертациях и других работах. Обычно используется в истории какого-то предмета или науки. Например, хронологический метод в изучении истории какого-это экономического понятия. То есть это историко-хронологический метод исследования.
В чём смысл метода хронологии, как вообще выглядит его использование?
Тут есть 2 ключевых момента, которые нужно друг с другом согласовать:
- Суть в том, что события в мире и в науке происходят друг за другом.
- Но кроме того, и разные исследователи — тоже жили и живут в разное время, а значит, и их исследования тоже возникали в разное время.
Это может сильно запутать: поскольку исследователь из 20-го века на одни и те же события 19-го будет смотреть одним образом, а автор из 21-го века — по-другому.
А значит, возникает необходимость не только рассматривать сами события прошлого, но и рассматривать то, как на них смотрели авторы из разных лет.
Как это вообще сделать.
Предположим, мы хотим хронологически разобрать историю понятия финансовой устойчивости в трудах российских авторов.
Почему такой пример? Потому что он простой.
Сам финансовый менеджмент, рассматривающий финансовую устойчивость, появился в 1900-х годах. В РФ он появился практически через век (в 1990-х). Понятие довольно молодое.
Соответственно, российские исследователи стали его изучать тоже после 1990-х.
И что мы делаем.
Делим период с 1990-х годов на примерные большие этапы — условно 1990 — 2000 — 2014 — 2023.
Дальше берём источники из этих периодов и смотрим, как там определяли эту финансовую устойчивость авторы.
Всё. У вас получилось хронологическое исследование: в 1990-2000 годах авторы трактовали так, в 2000-2014 — вот так, а с 2014 года — вот так.
Возможно, когда вы наберёте источники и полистаете их, выяснится, что границы надо сдвигать. Например, в 2011 году ввели (предположим) новую отчётность — и подходы к понятию сменились. Что ж. Бывает. Значит, будет второй этап с 2000-2011, а потом с 2011 по 2014.
Так. В чём суть хронологического метода в истории науки — думаю, ясно.
Но есть же ещё несколько его разновидностей. Относительная хронология, абсолютная хронология, проблемно-хронологический метод. Давайте это немного разберём.
В чём смысл относительной хронологии?
В том, что сходные по своей природе события в разных сферах жизни людей могут идти по-разному.
Например, есть вот в РФ интернет, сайты, интернет-банкинг и т.п. Всё это появилось в 1990-х годах, и оно просто великолепно.
И подобные ресурсы и технологии во многих странах Европы отстают от российских очень сильно.
Это значит, что если вы будете изучать две этих сферы — хронология развития будет похожая, события будут похожие. Но временные шкалы будут сдвинуты друг относительно друга.
Когда в российских автобусах уже можно стало платить банковской карточкой — в странах ЕС даже не все магазины их принимали.
Понятно, что развитие идёт в одном направлении, но этапы — разные. И относительная хронология позволяет эти этапы сопоставить.
Абсолютная же хронология просто говорит о том, как события происходят внутри однородной области.
Проблемно-хронологический метод предполагает, что развитие людей, общества и т.д. происходит по мере возникновения проблем.
Однако проблема в науке — это не заболевший невовремя зуб. Проблема — это когда между наукой и реальностью возникает противоречие (потому что наука устарела). И необходимо его убрать, проведя новые исследования. У меня есть статья о том, как определить проблему исследования — в ней я сделал онлайн-сервис — можно потренироваться.
Так вот. Проблемно-хронологический метод пытается выявить возникновение этих проблем. И развитие делится на этапы между проблемами. В разных науках, для разных объектов и предметов — этапы опять же будут разные.
Например, если вы изучаете понятие «транснациональная корпорация», то они стали появляться в середине 20-го века. Его этапы между значимыми проблемами будут лет по 20. А если вы изучаете понятие «экономики», то оно из античности, его этапы могут быть и по 300 лет. Просто с течением времени значимость многих проблем для исследования падает.
Можете посмотреть на картинке идею проблемно-хронологического метода и сравнительной хронологии
А ещё нужно понимать, что экономика для Европы — это одно. А для Китая — другое. Проблемы могут быть разные, а могут — наоборот совпадать, при этом совпадение может быть по смыслу, а по времени — разница в 500 лет.
В общем, если вы пишете магистерскую или кандидатскую диссертацию, в которой нужен хронологический метод, или даже статью или, например, характеризуете степень разработанности темы в хронологическом порядке — будьте осмотрительны — в первую очередь, в выборе темы. Поскольку легко можно взять такую тему, для которой придётся потратить многие недели на перебор источников информации.
На этом пока что всё. Желаю вам лёгкости и удачи в использовании хронологического метода исследования в ваших работах.
Александр Крылов, akdis.ru.